Национальный парк "Паанаярви"

27 июня - 3 июля 2011 года

С 27 июня по 3 июля 2011 г. в Национальном парке "Паанаярви" прошла детская экологическая экспедиция Ассоциации ООПТ Северо-Запада. В ней приняли участие делегации заповедников "Кивач", "Нижне-Свирский", "Дарвинский",

нац. парков "Русский Север" и "Кенозерский". И дети нашего, Кандалакшского заповедника под предводительством Ольги Алексеевны Кобяковой.

Все в восторге, и дети, и взрослые. Дети намекают, что неплохо бы вернуться в Паанаярви, а еще лучше было бы оттуда не уезжать и без запинки выговаривают такие неординарные слова, как "Мянтюкоски", "Киваккакоски" и "Вартиолампи".

О поездке рассказывает один из участников, оказавшийся под рукой у администратора сайта.

Текст Федора Бутакова

Фото О.А. Кобяковой

От каждого заповедника выезжал один взрослый и трое детей. Вот наша команда:

Лера.

Ёе мама, тетя Оля.

Приехала как сотрудник нашего заповедника.

Андрей.

И я.

Вот в этот парк мы и приехали. Это его эмблема. Он находится в республике Карелия. Назван в честь озера Паанаярви, вокруг которого были раньше расположены основные поселения Карелии.

Это река Оланга. У нее два устья. Одно в озере Паанаярви, а другое в Финляндии.

Около неё был наш дом.

Жили мы в большом новом доме на месте старой карельской деревни Вартиолампи. Электричества не было. Вся еда готовилась на костре, от чего получалась еще вкуснее. Готовили дежурные, дежурными выбирали разные заповедники по очереди. Дежурные должны были на протяжении всего дня готовить еду, следить за чистотой, за дисциплиной, за наличием воды в баках, тазиках и умывальниках. Воду носили ведрами из реки Оланги.

Проблема с мытьем решена была легко. Была баня и можно было купаться в реке Оланге.

Наша руководительница, Ирина Евгеньевна, сотрудник нац. парка. Она ходила с нами в походы, показывала разные растения, показывала карельский дом, проводила конкурсы и игры.

Общий сбор. Здесь собрались все шесть заповедников. Это был наш первый сбор. Здесь нам объясняли правила парка, куда ходить, куда не ходить, законы территории, еды. Мы знакомились друг с другом, все сделали краткое представление своего заповедника.

Группа заповедника Кивач.

Это Древо Желаний на стене нашего дома. На него мы вешали наши желания. То, как мы надеялись провести эту смену, чего ожидали от сотрудников парка.

Вот оно расцветает нашими желаниями.

Старый Карельский сарай по дороге к водопаду.

Одно из немногих сооружений, которые не сожгли во время войны.

Наше первое путешествие было на водопад Киваккакоски на реке Оланга.

Нам объясняют как надо вести себя в лесу. Идти друг за другом, на боковые тропинки не уходить, кто знает, куда они могут привести.. Вперед руководителя не уходить и сильно отставать тоже не надо. Прыгать по камням, кричать и орать нельзя, поскольку это лес, и мы в нем гости.

По пути к водопаду мы осмотрели Иванов порог.

Когда-то здесь была водяная мельница.

Почему он Иванов никто не знает, название осталось с древних времен.

Мы наконец дошли до водопада, ура!

А ведь 4 километра шли!

В парке поддерживается идеальная чистота. На каждом населенном пункте парка стоят три бачка для мусора: металл, пластмасса и стекло. Одно из правил соблюдения чистоты - выбрасывание мусора в нужные бачки. Пищевые остатки сбрасывались в туалет, специально назначенные для удобрения места или в реку.

Кстати, о пищевых остатках. Оставалось их довольно мало - после долгих походов так хочется чего-нибудь пожевать!

У Карелов (как это ни странно) тоже были свои вигвамы.

Нам решили показать дом одного из Карелов.

Вот такими тяпками Карелы рыхлили землю.

Тяжелая она очень!

Принадлежности рыбака: сети, весла, коробы для рыбы.

Берестяной короб и... и... забыл.

А вот и русская (тьфу!) карельская печь! Только поставлена она по русской методике, жерлом к окну. А у карелов она стояла жерлом к стене, на которой не было окон.

Лера пытается поднять чугунный горшок.

И, по-моему, безуспешно.

Ткацкий станок.

На улице старый карельский колодец.

Откуда карелы узнали про Архимеда, непонятно.

Вода в колодце довольно чистая.

Зимой ей активно пользуются.

В один из дней мы шли по туристической тропе на озеро. Точнее, на группу озерков с довольно большим болотом. Это был самый длинный наш маршрут, 16 км в одну сторону, всего 32 км. Пришли мы туда только для того, чтобы посмотреть на эту группу озер с небольшого холма. С него открывался очень красивый вид. Расположены озера были в виде цветка. Болото было посередине, а озера как лепестки по бокам.

В тот же день, когда мы вернулись, нас разделили на группы по три человека и дали нам задание найти разные растения на нашем лугу. В нашей команде были я, Андрей и маленький восьмилетний мальчик Виталик из Нижне-Свирского заповедника. Мы должны были найти четыре растения: лебеду раскидистую, синюху голубую, дрему двудомную и редьку дикую. Поскольку мы были мальчиками, задание нам усложнили, нам дали только карточки с картинками, описана была только лебеда раскидистая и сказано было про нее только то, что она находится у жилья. Девочкам давали и картинки, и описания. Нашли мы все, особенно мучились с лебедой раскидистой, которую мы не находили очень долго. Потом мы ее все-таки нашли в старом карельском сарае

Потом нам дали разную литературу про растения. Это были книжки "Растения луга", "Красная книга растений Карелии", "Растения Карелии" и т.п. Мы должны были подготовить небольшое описание каждого из растений, показать его, объяснить, что это такое, где растет, чем полезно или неполезно.

Колючка осталась ещё со времен Второй мировой.

Леска на заднем плане тогда не было, и немцы установили здесь пулеметные точки, окопы и казармы.

Остатки от них остались до сих пор.

Знаменитый муравьиный город, более 100 муравейников. Некоторые из них разрушены медведями. Эти муравейники выросли на месте старого карельского дома.

Мы с Андреем провели соц. опрос по теме: из чего строят муравейники и кто впервые обнаружил город муравьёв.

И даже составили диаграмму.

В результате опроса обнаружилось, что большая часть думает, что муравейники строятся из хвои, а муравьиный город обнаружили школьники. Так и есть.

Представление нашего заповедника прошло на ура. О заповеднике рассказывали я и тетя Оля. Тетя Оля рассказала о сложных условиях работы в нашем заповеднике, о ландшафте и территории заповедника на Баренцевом и Белом море, о том, сколько островов заповедных, какие виды птиц особо нами охраняются, из-за чего зародился заповедник. Я рассказал об обычном дне наших работ. В какое время мы пытаемся выехать на острова, ради чего туда ездим, что делаем с птицами, какая у нас методика кольцевания птиц (она очень проста: увидел-поймал-окольцевал), о подсчете численности птиц. Рассказал про гагу, что она птица скрытная, как видно из ее окраски, поймать ее еще сложнее, чем увидеть, хотя птиц этих на наших островах очень много. И еще рассказал, что у нас есть группа В.М.Хайтова, которая занимается гидробиологией.

Наша ладья. Так ее любовно называют в нац. парке.

На ней мы оправились в путешествие по озеру Паанаярви.

Коричневые горы на озере Паанаярви.

Почему коричневые не знаю, проспал.

Ещё один водопад, только на это раз Мантюкоски.

Водопад четырехступенчатый, вот первая.

Настоящая (к сожалению, не действующая) Карельская печь. Стоит она прямо в лесу, на месте старого карельского хутора.

Дальше нас атаковали зайцы и съели все наши припасы.

Заснять не удалось, фотоаппарат сел, а электричества там нет и не будет никогда.

По дороге домой, уже в поезде, я вдруг подумал: "А ведь где-то там начинается рай".